Путь в Линово - Народные песни горюнов Сумской области Украины
   Мультимедийный проект московского фольклорно-этнографического ансамбля «Народный праздник»
   (Село Линово расположено в Путивльском районе Сумской области Украины)
   Главная страница arrow Статьи arrow Горюны 23 мая 2018 года    
Главная страница
О селе и горюнах
Костюм
Лукерья
Фотогалерея
Воспоминания
Прялки, ткачество
Статьи
Контакты
Поиск по сайту
Схема сайта
Рекомендуйте нас
Гостевая книга

---===---

Горюны

Версия для печати Отправить на e-mail
Иван Черняков: Сколько я помню, похороны деда, бабушек, прабабушек - хоронили на кладбище. А на огородах тоже хоронят. Почему? Трудно объяснить, он хозяин хаты, хозяин всего, и он должен быть здесь. Да, языческий взгляд. Как хозяина хоронят - этого участка, этого двора. В устройстве могилы тоже у есть отличие. Обычно как? Вырывают яму четырехугольную и ложут покойника в гробу. А у нас почему-то делают обязательно сбоку "подбой", отрывают яму, скажем, на метр пятьдесят, а потом сбоку вырывают каморочку, пещеру, туда ставят гроб, яма остается пустой, а гроб сбоку от ямы. Славянами я не занимался, а занимался более древними периодами - неолит, Поле, т.е., 5 - 6 века... Это было у скифов, случаи, но не закономерность. Эти "подбои" были в бронзовом веке, катакомбы были, целые камеры были для этого. Это олицетворяло дом их. Были подбои и в 15-16 вв до нашей эры, в раннем железном веке были подбои. У славян, я смотрел, эпизодически встречается, но такой закономерности, широкого распространения не было.

Лукерья Кошелева: Пещеры уже бросили копать, потому что это неправильно. Когда могилку выкопаешь, так, а под бочок подкопают, а тут земли на могилку насыпют, а покойник сбоку. Другой, кто приедет могилку копать, копает там, и выкапывали гробы, покойников выкапывали. Поэтому запретили, чтобы не копали под бок. Сейчас уже копают могилочку ровненько, рядышком. А то - катают яичко, а по покойнику ходют. Хоронишь если на кладбище, там весь мир на кладбище. Если, к примеру, родителей не останётся, то кто другой пойдеть, покатает яйцо и помянёть родителя. В саду в огороде, если никого нема, то распахивали. Кто другой займеть усадьбу, распахивают и могилки, и все - ни звать, ни поминать. Но есть и сейчас, и сейчас у нас недавно хоронили одного: тут ровненько огородца немножко, а туда - сад, яр такой. И там в яру же родители раньше были захоронены, и там похоронили парня.

Елена Ольшанская: Катание пасхального яйца на могиле родителей - один из поминальных обрядов.

Иван Черняков: Во время войны песен было больше, чем во все другие времена. Я помню годы трудные, 1946-47. Работа от зари до зари была у мамы, конечно. Я телят колхозное стадо пас, где-то 160 телят вдвоем пасли. Уходили рано, солнце вставало, шли на работу. Не платили ничего в колхозе. Я помню, мать должна была даже. Копейки какие-то, по одной копейке за трудодень. Что такое копейка до реформы? Ничто, но никто никаких денег не давал. Но песни шли оттуда. Может быть, потому что тяжело было, может, потому что во время войны тоже было тяжело, мужчин в селе не было, все ушли на фронт или в партизаны у нас. Песен было много. И состязались кутки, прилепы, даже села состязались. Слышно было, особенно весной, когда вода идет весенняя с Русской возвышенности. Овраги у нас - Синий Лог, Яруга... Тишина...когда тепло становилось в конце апреля - в начале мая, то эта луна, которая шла от леса к лесу, села вдали... все было слышно. Куток с кутком состязалися, эти женщины, хоры. В каждом кутке был свой хор. Тто не то, что былорганизованный, просто женщины вечером, когда еще нельзя было на огороде копаться, да и в колхозе меньше работы было, пели, шли с работы и пели. Куток - это часть села.

Лукерья Кошелева: Когда я еще была малою, как только праздник, воскресенье, суббота, то всегда у нас на улице и мужчины, и женщины всегда собиралися и пели песни на каждой улице. Выйдешь, послушаешь - везде крик. Песни поют всякие разные, старинные песни. Все умели петь, и мужчины и женщины. Кто с радости, кто с горя пел.

Елена Ольшанская: Есть в Москве ансамбль, который называется "Народный праздник". Им руководит музыковед, преподаватель Гнесинского института Екатерина Анатольевна Дорохова. Двадцать два года назад она и ее ученицы открыли горюнское пение, древнее многоголосие, корни которого уходят в даль языческих времен. Лучшей певицей в селе Линово считалась раньше мать Лукерьи Андреевны, Марфа Орефьевна Толстошеева, Ореховна, как ее называли в деревне. Она и ее подруги, пока были живы, учили образованных москвичек петь так, как умели только они. Главным хранителем "линовской традиции" стал теперь ансамбль "Народный праздник". Лукерья Андреевна при случае выступает с ним вместе. Я попросила её спеть какую-нибудь старинную песню.

Лукерья Кошелева: У нас есть свадёбная, когда молодую везут и поют эту песню:

Бояринь, бояринь,
Бояринь, бояринь,
Хорошой, кудрявой,
Хорошой, кудря-я-явой...
Хороший, кудрявый,
Хорошой, кудрявой,
Белый, кучерявый,
Белой, кучеря-я-явой...
Белой, кучерявой,
Белый, кучерявый.
Держи вожжи ровно,
Держи вожжи ро-о-овно...
Держи вожжи ровно,
Дёржи вожжи ровно.
Приударь коня больно,
Привдать коня бо-о-ольно,
Привдарь коня боли-но,
Привдарь коня больно,
Чтоб ехали-гремели,
Чтобы ехали греме-ели,
Чтоб ехали греме-е-ели,
Чтоб ехали-греме-е-е-ели,
Чтобы ехали-гремемли.
Кони повтомились,
Кони повтоми-и-лись.
Кони-и повтомили-ись.
Кони по-овтомились,
А бояре попоте-ели,
А бояре попоте-е-ели...
Бояре пой-потели-и,
Бояре пойпоте-е-ели,
А вина захоте-ели,
Вина захоте- е -ели-и-и.


Сделать закладку на эту страницу:



 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >


 




Быт



---===---


Яндекс цитирования