Путь в Линово - Народные песни горюнов Сумской области Украины
   Мультимедийный проект московского фольклорно-этнографического ансамбля «Народный праздник»
   (Село Линово расположено в Путивльском районе Сумской области Украины)
   Главная страница arrow Воспоминания arrow Ой вы, бояре, вы молодые, что поздно приехали? 20 февраля 2018 года    
Главная страница
О селе и горюнах
Костюм
Лукерья
Фотогалерея
Воспоминания
Прялки, ткачество
Статьи
Контакты
Поиск по сайту
Схема сайта
Рекомендуйте нас
Гостевая книга

---===---

Ой вы, бояре, вы молодые, что поздно приехали?

Версия для печати Отправить на e-mail
Еще летом с первого взгляда мне очень полюбилась Люся. В ней не было властности матери, но за мягкой и умной улыбкой стоял мужественный и стойкий характер.

У нее было необычное, как говорила Ирина Георгиевна Коровай, "Брейгелевское" лицо. Худое, с выразительными светлыми глазами, оно становилось почти исступленным, когда Люся пела. Казалось, что это лицо иссушила не болезнь, а тот внутренний огонь, который поддерживал дух средневековых фанатиков и умерщвлял их плоть.
Если Марфа Арефьевна пела так, словно это серьезная и любимая работа, и в ее исполнении было много ума, знания и умения, то Люся пела душой, выводила подголосок, словно с любимым навеки прощалась. Правда, "частушечный" голос у нее совсем другой - тут она припевает легко, даже не поет, а приговаривает со всем присущим линовцам чувством юмора.

Милый мой, а я твоя
Твои неверные слова.

Поеду заплачу на то место,
Где вговаривал меня.

Скоро, скоро я уеду
На машине паровой
И тогда мы не увидимся,
Залётка дорогой.

Люся как-то поразила нас с Таней тем, что при прослушивании только что сделанной записи запела верх над верхом.

До поездки в Линово мне думалось, что народное искусство, все равно, что птичье пение - поет птица, заливается, а как это у нее получается и сама не знает. Но как-то раз забрались мы на городище с Марфой Арефьевной и Таней, свесили ножки вниз и затянули "Давным-давно я у батюшки была". Марфа Арефьевна, которая пела уже целый месяц не переставая для Кати и еще двух фольклорных экспедиций, ("Им что,- говорила она про фольклористов, - хоть в гробу лежи, а ногами дрыкай"), к нашему приезду успела охрипнуть."Не чем спевать, девки, пуп как картоха. Таня, подводи, - попросила она. Делать нечего - Таня поднатужилась и "подвела" верхний голос. Внизу стали выходить из домов люди, усаживались у ворот, слушали. Потом к нам начали подниматься представители "от публики". "Хороший голос подводить, - похвалили они Таню, - но не разработанный". Значит, подумалось мне, существует понятие разработки голоса, существует вполне осознанно, также как и понятие многоголосья. "Сейчас молодежь разве поет, - говаривала Софья Григорьевна Фурсова - наша тетя Соня, - тянут в один тон как волки".

Импровизация - еще одна сторона народного многоголосья. "Зто то, к чему мы должны стремиться", - учила нас Катя. Мы ее утешали, что к "Фольклорному" возрасту, то есть годам к 60-ти, мы непременно овладеем этой премудростью. Действительно, чем старше исполнительница, тем глубже, сложнее, вариативнее она поет и даже при отсутствии хорошего голоса, сто очков вперед даст молодой и голосистой.



 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:


Защитный код
Обновить

< Пред.


 




Рубаха



---===---


Яндекс цитирования